12 марта 2015 г.

Документация воспитателя

Качество работы воспитателя зависит от грамотного планирования. Предлагаю ознакомиться с моими материалами по документации воспитателя и планированию образовательного процесса.


Консультация старшего воспитателя Панковой О.И.
Документация воспитателя
1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
- фамилия, имя ребенка;
- дата рождения;
- адрес проживания и телефоны;
- ФИО родителей, бабушек и дедушек;
- место работы родителей и телефоны;
- социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).
Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и другими членами семьи. Сведения эти должны быть конфиденциальными.
Поведение воспитателя зачастую помогает нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, сделать его жизнь более благополучной и гармоничной.
3. Лист здоровья.
Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом поликлиники. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.
4. Возрастной список детей.
Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Например, если в группе дети трех лет с половиной лет и четырех лет, то во взаимоотношениях с ними воспитатель должен учитывать возрастные изменения психики, связанные с «кризисом трех-четырехлетних». У одних детей активная фаза кризиса в разгаре, у других - кризис завершается, они постепенно становятся более контактными и управляемыми и значит могут более продуктивно и комфортно ощущать себя в коллективе. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.
5. Схема посадки детей за столами.
Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.
6. Сетка образовательной деятельности.
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПиН о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1. 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.
7. Режим дня и режим двигательной активности.
Режим дня необходимо соблюдать поминутно, т.к. в нем учтены все требования СанПиН относительно графика приема пищи, продолжительности сна и прогулок, объема учебной нагрузки.
8. Рекомендации специалистов.
Рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора ФК используются для планирования индивидуальной работы с детьми.
9. Перспективный план на год.
К началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год.
Перечень перспективных планов:
1)   Комплексно-тематическое планирование (тематика недель).
2)   ПП НОД по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом.
3)   ПП игровой деятельности. 
4)   ПП чтения художественной литературы. 
5) ПП по художественно-эстетическому направлению (работа творческой мастерской; работа театральной мастерской). 
6)   ПП досугов и праздников. 
7)   ПП опытно-экспериментальной деятельности. 
8)   ПП по формированию КГН и ЗОЖ.
9)   ПП по безопасности (ПДД, пожарная безопасность, безопасность в быту и на природе).
10) ПП трудовой деятельности. 
11) ПП по физической культуре, подвижным играм и основным движениям.
12) ПП оздоровительной работы, в т. ч. закаливания и различных видов гимнастик (утренняя, после сна, пальчиковая, дыхательная).
13) ПП проектов.
14) ПП прогулок.
10. Календарный план работы (на текущий месяц).
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды.
Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
План предъявляется на проверку еженедельно на предстоящую неделю (по понедельникам).
11. План взаимодействия с семьей (ежемесячно).
Работа воспитателя не будет полноценной, если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.
На родительских собраниях (4 в год) осуществляется педагогическое просвещение родителей. Воспитатель должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа.
Диагностика (наблюдение, собеседование).
Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Это необходимо для планирования индивидуальной работы с детьми и корректировки образовательного процесса.
Воспитатель должен иметь возможность оценить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.
Самообразование.

Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен иметь план самообразования, вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий