24 марта 2015 г.

Игрушки-заместители

Известно, что на развитие ребенка в значительной степени оказывает развивающая среда, которая способна  стать мощным стимулом его развития.
Так на основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, образовательной программы, ФГОС и др., каждый воспитатель создает развивающую предметно - пространственную среду, которую в течение года необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее.

Согласно закону «Об образовании», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», п.4, мы обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,  инициативу, творческие способности,  формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру  здорового и безопасного образа жизни. Статья 64- Дошкольное образование, п.1: Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.
Именно грамотно организованная предметно - пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.
B 2013 году принят ФГОС, в котором указываются требования к предметно- пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   среды  и   игровых материалов,  в частности   наличие   предметов - заместителей.
Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие  предметы  замещают  необходимые  для игры  настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные   ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.
 Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.
 Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Так же вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр - вырезать из картона, пенопласта, из мелко нарезанного цветного поролона,  используя  все  это  в  играх,  имитирующих  трудовой  процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем  ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Особая ценность этой игрушки в том, что дети постепенно смогут самостоятельно оперировать условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим. Когда ребенок использует предметы -  заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, что уже свидетельствует о значительно более высоком уровне развития ребенка, о его креативности.
Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание  детской игры. Здесь очень важна роль взрослого, который может, например, поняв игровой замысел,  из подручного материала создать нужный для игры предмет, предложить новое направление развития сюжета, включить нового участника, наделив его интересной ролью и т.д.

Необходимо отметить, что возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями. Родители должны знать о возможностях игрушек-заместителей, их значении для умственного развития ребенка, в частности, его воображения. Ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий